Недорогая бижутерия на прилавках ювелирных магазинов всегда привлекала внимание покупателя своими яркими красками. Украшения из эпоксидной смолы пользуются необычайным спросом и популярностью. Именно они идеально воплощают в себе полет дизайнерских идей, некую магию, исходящую от декоративных природных материалов. Для них, застывших в смоле, словно остановилось время. Уникальные свойства смолы позволяют запечатлеть необратимые процессы в природе. Можно бесконечно долго наслаждаться благоуханием любимых цветов, рассмотреть капельку утренней росы, смоделировать взмах крылышка бабочки.
На первый взгляд, речь идет о каких-то фантастических картинах, появляющихся только из-под волшебного пера художника. Но на самом деле, это вполне реальные поделки, над которыми работают обычные люди, такие же, как мы с вами.
Из эпоксидной смолы изготавливают броши, браслеты, кольца, серьги, кулоны и прочие украшения. Некоторые изделия выступают в качестве сувениров. У бижутерии есть своя аудитория поклонниц и поклонников. Даже отсутствие драгоценных камней и металлов в украшениях не снижает интереса у модниц с неординарным вкусом.
Поскольку стоимость таких изделий достаточно высокая, то многие хотели бы научиться изготавливать украшения из эпоксидной смолы своими руками. На просторах интернета вполне достаточно литературы, описывающей методику работы со смолой. К сожалению, часть источников ограничивается лишь общими принципами и не раскрывают всех нюансов, хотя процент успешного результата у начинающего мастера достаточно низкий.
Эпоксидная смола – очень капризный материал. С одной стороны, он не требует к себе специфических знаний. С другой, навык и опыт приходят только после серии неудачных экспериментов. Практическую значимость для начинающих мастеров имеют статьи, представляющие собой пошаговый алгоритм с приведением качественных и количественных показателей. Мы приведем несколько примеров, которыми сможет воспользоваться любой желающий, однако несколько теоретических вопросов все-таки следует рассмотреть.
Общие сведения о материале
В принципе, для того чтобы работать со смолой, много знать о ней не нужно. Разновидность эпоксидки для изготовления украшений называется компаундом. Он продается в виде двух компонентов, один из которых считается основным составом, а другой – отвердителем. В качестве основного состава выступают олигомеры, содержащие эпоксидные группы. Отвердителем являются амины или кислоты.
Рабочий состав готовится путем смешивания компонентов. Вступая в химическую реакцию, они образуют связанный полимер, физические свойства которого отличаются от первичного олигомера. Простыми словами, смола застывает и кристаллизуется.
Пропорция для компонентов зависит от марки смолы. Ее указывает производитель в документации. Внешне застывшая смола похожа на прозрачный пластик или оргстекло, однако превосходит указанные материалы по показателям прочности. Важны и другие ее качества, позволяющие использовать эпоксидку, как компаунд, это прозрачность, износостойкость, устойчивость к ультрафиолету. Но самое главное качество, которым оперирует мастер, — сохранение формы после полимеризации.
Наличие у эпоксидной смолы привлекательных для мастера свойств не гарантирует получения удовлетворительного результата. Перед проектированием работ необходимо познакомиться с некоторыми требованиями, которые предъявляет компаунд на разных этапах. Подготовительный этап начинается с подбора материала. Сегодня можно купить готовую смолу именно для украшений, не вдаваясь в подробности ее характеристик. Тем не менее, есть ряд важных параметров, на которые следует обратить внимание.
- Наличие инструкции. Эксперименты с пропорциями компонентов могут привести к порче материала. Недостаток отвердителя не позволит смоле застыть, а его избыток помешает заливке. Подробные действия указаны в инструкции, которая должна прилагаться вместе с товаром.
- Время жизни смолы. Важный параметр, показывающий, в течение какого времени происходит интенсивная реакция полимеризации. В результате этой реакции выделяется тепло, поэтому при заливке больших объемов может наблюдаться вскипание компаунда. Так как при изготовлении бижутерии расход материала минимален, то можно выбирать марки с небольшим временем жизни.
- Отсутствие пузырьков воздуха. В процессе приготовления состава и заливки в смоле могут образовываться пузырьки. Необходимо свести возможность их образования к минимуму. Для этого смешивать компоненты и заливать компаунд следует с особой осторожностью. Состав предварительно подогревается на паровой бане. Декоративные элементы покрываются грунтовкой.
- Сверкающая прозрачность. Даже самые прозрачные модели эпоксидных смол после отверждения покрываются матовой пленкой. После полировки появляется характерный глянец.
Подготовка инструментов
Работа начинается с подготовки необходимых инструментов. Их перечень зависит от сложности работ, поэтому мы можем привести лишь рекомендации. В силу того, что компаунд после смешивания компонентов застывает, потеря времени может дорого обойтись мастеру, так что данным этапом пренебрегать нежелательно.
Приведем перечень оборудования и инвентаря, который необходимо подготовить заранее.
- Смола и отвердитель.
- Красители и пигментные порошки.
- Элементы декора.
- Емкости для смешивания смолы. Подойдут одноразовые стаканчики. Так как оба компонента прозрачные, то оценить качество их перемешивания сложно. Можно использовать дополнительный стаканчик и периодически переливать смолу из одной тары в другую.
- Деревянные палочки для смешивания компонентов, набор зубочисток.
- Пинцет. Возможно, элементы декора в смоле придется поправить, передвинуть или повернуть.
- Резиновые перчатки.
- Силиконовые молды.
Все работы рекомендуется проводить на ровной горизонтальной поверхности. Чтобы защитить поверхность от случайного попадания смолы, можно подстелить полиэтиленовую пленку. Рекомендуемая температура в комнате от 22°C до 25°C градусов. В помещении должно быть чисто, иначе мельчайшие частицы пыли будут оседать на смоле.
Заливаем кулон в виде полусферы
Полусферические кулоны получаются достаточно массивными, зато внутрь можно поместить различные декоративные элементы. В нашем случае это будут зонтики одуванчика. Габариты заготовки диктуются размерами молда или имеющейся фурнитуры. Необходимо четко себе представлять, какой результат получится в конечном итоге.
Вдобавок к приведенному перечню материалов следует подготовить два медицинских шприца. С их помощью очень удобно отмерять объем компонентов для заливки.
Силиконовые молды для украшений продаются целыми наборами. Среди них есть формочки для заливки полусфер, сфер, колец и браслетов.
Молды промываются в мыльной воде, а затем ополаскиваются и вытираются насухо. После застывания кулон будет иметь глянцевую ровную поверхность, а малейшая пыль на силиконе испортит всю картину и придется потом полусферу шлифовать.
Если в инструкции к эпоксидной смоле приведена пропорция соотношения компонентов, то необходимо сделать расчеты массы или объема. Медицинскими шприцами удобно отмерять необходимый объем. Компонент «А» наливается в один стаканчик, а компонент «В» — в другой. Смешивать смолу придется в третьем стаканчике. Рекомендуется для смолы и отвердителя использовать разные шприцы.
От точности измерений зависит результат. При малом количестве материала погрешность должна быть минимальной. Вводить отвердитель в основной состав следует медленно, чтобы не образовывалось пузырьков. Деревянной палочкой компоненты перемешиваются. Некоторые опытные мастера рекомендуют перелить готовую смолу в чистый стаканчик и еще раз перемешать. Объясняют сие действие они тем, что у дна стаканчика компоненты не промешаны как следует, а их прозрачная консистенция не позволяет оценить однородность состава. В среднем, на размешивание тратится около 10 минут времени.
Одуванчик аккуратно помещается в молд, а зонтики, которые выступают наружу, удаляются пинцетом.
Смола после подготовки заливается не сразу заливается, ей нужно дать отстояться примерно 30 минут. Повышение температуры стаканчика говорит о том, что реакция полимеризации началась, это нормальное явление. Заливается компаунд в молд тонкой струйкой.
Здесь есть одна практическая подсказка. Если опустить деревянную палочку в форму, то по ней будут стекать капли смолы.
Аккуратность нужна, чтобы не образовывалось пузырьков и чтобы смола не нарушила форму одуванчика. Заливается эпоксидка чуть выше уровня молда, так как плоскую часть полусферы впоследствии придется шлифовать.
Изделие на время отверждения смолы следует накрыть, чтобы на него не попала пыль. Примерно через сутки полусфера будет готова. Наждачной бумагой шлифуется ее плоская часть. В этом месте как раз цветок соединяется со стеблем. Фурнитура крепится различными способами. Зачастую применяют пистолет с горячим клеем, но иногда сам компаунд используется, как клеевой состав.
Кольца и перстни
Для колец и перстней также существуют специальные молды. К материалам придется добавить краситель или пигментную пасту, так как прозрачная смола без наполнителя не будет смотреться. Однако при наличии красивого декора именно прозрачность сыграет решающую роль. На алгоритм заливки способ декорирования никак не повлияет.
В качестве декора могут быть использованы цветные стеклышки, соцветия растений, мелкие фрагменты древесины. Если решено сделать перстень с перламутровым наполнением или прозрачный перстень из смолы с красителем, необходимо предусмотреть один важный нюанс. При смешивании компонентов нарушается пропорция, благодаря наличию красителя.
Избыток отвердителя приведет к тому, что на изделии будут оставаться отпечатки от пальцев, а недостаток не позволит смоле вовремя застыть. Некоторые производители продают краску, растворенную в компоненте «А» смолы, чтобы было легче рассчитать количество отвердителя. В любом случае, жидкие наполнители следует добавлять малыми дозами. Порошковые пигменты никакого влияния на приготовление состава не оказывают. С ними можно работать и экспериментировать смелее.
Колеровать эпоксидную смолу в домашних условиях можно и без специальных красителей. В компонент «А» до его смешивания с компонентом «В» добавляется раствор бриллиантового зеленого. Кстати, мало кто знает, что зеленка широко используется в промышленности в качестве красителя, а в медицине антисептик применяется только в России и еще нескольких странах бывшего соцлагеря. Допускается подкрашивание чернилами, они на свойства смолы никак не повлияют. В качестве пигмента можно использовать алюминиевый или графитный порошок.
Качественный силиконовый молд хорошо отстает от застывшей смолы, создавая изделию гладкую поверхность. В финишной стадии работ относят шлифование и полировку при необходимости. Полировать эпоксидную смолу можно любыми пастами, в частности, теми, которые предназначены для ухода за ЛКП автомобилей.
Браслет
Еще одно популярное изделие, для которого нужен специальный молд. Если нет молда, то его готовят самостоятельно. Для этого используют специальный двухкомпонентный силикон. Но для качественной работы потребуется клише, то есть, с готового украшения необходимо сделать слепок. В настоящее время подобное занятие теряет свою актуальность, так как в интернет-магазине можно приобрести недорогие наборы готовых молдов.
Сначала нужно определиться с наполнителем. Здесь все зависит от вашей фантазии. В качестве примера рассмотрим изготовление браслета с мелкими ракушками или камешками. Если нет возможности поехать на море, собирайте красивые камешки из речного песка. В прозрачной смоле они тоже будут достойно смотреться.
Можно пойти на маленькую хитрость. Дело в том, что если камешки и ракушки просто высыпать в молд, то они будут скапливаться у дна. После заливки окажется, что половина браслета декорирована, а вторая половина осталась прозрачной. Если предварительно стенки молда смазать смолой при помощи кисточки, то за то время, пока состав станет достаточно густым, тонкий слой эпоксидки будет липким. К нему легко приклеятся мелкие ракушки. Эта процедура достаточно кропотливая, зато общая картина будет выглядеть так, будто морские камешки парят в воздухе.
Появление пузырьков – явление нежелательное, но вполне нормальное, они образуются в результате того, что компаунд проникает в различные полости, вытесняя из них воздух. Крупные предметы декора рекомендуется предварительно грунтовать. В нашем случае грунтовать каждую ракушку или каждый камешек невозможно, поэтому придется от пузырьков избавляться.
Даже если сразу после заливки воздуха в смоле не оказалось, это не означает, что его и не будет. Пузырьки могут появиться через некоторый промежуток времени, и за их появлением необходимо следить. Выгнать воздух на поверхность можно двумя способами: нагревая смолу монтажным феном и нагревая весь молд в духовке. Духовку разогревают до 80°C градусов и отключают. Затем в нее помещают молд с эпоксидкой. Критическая температура для силикона составляет около 240°C градусов, поэтому данная процедура будет абсолютно безопасной для нашей формочки.
Если ровная горизонтальная поверхность для создания перстней важна, но не принципиальна, то при заливке обруча горизонт является обязательным условием. В противном случае эпоксидка застынет под некоторым углом к оси браслета. Чем аккуратнее будет произведена заливка компаунда, тем меньше работ по шлифовке ожидает мастера. Заливать смолу нужно тонкой струйкой, чтобы она не выплескивалась за пределы молда, а также не образовывалось лишних пузырьков.
Изготовление без молда
Отсутствие молдов не должно стать препятствием для творческой мысли. Вязкость – важный показатель, позволяющий делать украшения из эпоксидной смолы в виде линз. Они будут иметь приплюснутую форму, поэтому используются, как кулоны. В качестве декора отлично подойдут сухие цветки, причем композиция может быть простой или составной. В простой композиции используется только соцветие или цветок на одной ножке.
Но картину можно сделать составной. Для этого потребуется проявить творчество.
При наличии готовой подходящей фурнитуры линза будет формироваться прямо на ее поверхности. Для повышения адгезии и получения эстетичной картины необходимо на металл нанести полимерную глину, после чего заготовку следует выдержать в горячей духовке. Скажем прямо, нужно очень постараться, чтобы отыскать такую фурнитуру, поэтому рассмотрим более тривиальный способ.
- Сначала нужно подготовить смолу. Пригодится опыт с использованием стаканчиков, описанный выше. Необходимо понимать, что линза будет формироваться за счет сил поверхностного натяжения, поэтому смешивать компоненты нужно по инструкции, но теперь смола должна постоять около 2-3 часов, чтобы стала более вязкой. За такое длительное время практически все пузырьки выйдут на поверхность.
- Чтобы контролировать процесс растекания пятна смолы, удобно воспользоваться трафаретом, вырезанным из бумаги. Он может иметь округлую, овальную или неправильную форму.
- На ровную горизонтальную поверхность настилается полиэтиленовая пленка, которая защитит поверхность от смолы. На нее накладываются трафареты и сверху накрываются прозрачной папкой-файлом.
- Смола наливается пятном на пленку файла, а трафарет позволяет контролировать растекание пятна. Эпоксидку распределяют по площади трафарета с помощью зубочистки. Получившаяся линза застывает в течение суток. В это время она должна быть надежно защищена от попадания пыли. При желании получить более рельефную поделку заливку повторяют.
- На заготовку наносят небольшую порцию смолы, которая в данном случае играет роль клеевого состава. Цветки растений приклеиваются к линзе, а затем снова наступает этап сушки.
- На завершающем этапе снова формируется линза, которая закроет внутри себя декор.
После описанных действий останется только шлифовать и полировать почти готовый кулон, приклеить фурнитуру и дать клею застыть. Разнообразить композицию можно, создав задний фон. Для этого первую заливку производят подкрашенной смолой, а после добавления декора – прозрачной.
В сети интернет достаточно видеороликов, каждый из которых представляет собой мастер-класс по изготовлению украшений. В данном виде прикладного искусства определенной технологии нет, так как она основывается на фантазии мастера. Но, изучив и проанализировав опыт коллег на нескольких элементарных примерах, практически каждый новичок получает достаточно знаний, чтобы полноценно включиться в деятельность. Все остальные навыки приходят со временем.