Изготовление предметов быта и украшений из эпоксидной смолы является увлекательным на всех этапах. Внешнее оформление готового изделия играет немалую роль во всем процессе. Все большую популярность приобретают предметы, которые могут светиться в темноте. Данная изюминка не зависит от самого полимера. Для таких случаев эпоксидная смола смешивается со специальным порошком — люминофором. Что это за элемент? На каком этапе его применяют? Вреден ли люминофор? На эти и другие вопросы попробуем ответить в нашей статье.
Оригинальное вещество
Люминофор — это фосфоресцентный пигмент, имеющий свойство аккумулировать световое излучение и отдавать его в окружающую среду в темное время (люминесцировать). Данный редкоземельный металл является безопасным для человека и в процессе отдачи не выделяет никаких вредных примесей, в отличие от аналогичного по свойствам фосфора.
Приобрести люминофор можно чаще всего в виде белесого порошка с частичками разных фракций. Наиболее распространенными являются размеры 15-50 мкм. Чем крупнее частицы, тем интенсивнее они отдают накопленный в дневное время свет.
Однако, мелкий порошок формирует пусть и приглушенное, но равномерное свечение элементов.
Не менее востребовано применение подкрашенного люминофора. Наиболее распространенными являются светло-зеленый, голубой (неоновый) и желто-зеленый оттенки. Пользуется спросом и фиолетовый цвет, но для него требуются определенные условия освещения.
При помощи светящегося порошка также изготавливается флуоресцентная краска. Изображения, выполненные такой краской, тоже накапливают свет в течение дня, а в темное время или при слабом освещении возвращают его в окружающую среду. Одним из популярных направлений, где применяется светящаяся краска, стало нанесение узоров на ткань, ногти и, конечно, создание татуировок.
Изделия, сувениры и рисунки с добавлением люминофора нетоксичны и не радиоактивны. Их без опаски можно использовать как в быту, так и для украшения тела. Но для самостоятельного изготовления поделок все же необходимо знать некоторые моменты.
Свойства при смешивании
При соединении люминофора с жидкой основой следует учесть некоторые особенности:
- чем крупнее частицы, тем интенсивнее свечение;
- мелкий порошок вызывает замутнение состава;
- метод нанесения (от крупных частиц, например, может забиться краскопульт);
- растворимость в воде (интенсивность вымывания из изделия);
- ну и, конечно, концентрация высыпанного порошка.
На начальной стадии мастерства многие творцы редко учитывают продолжительность люминесценции. Однако, эта особенность напрямую зависит от времени и количества поглощенной световой энергии. У каждого цвета время свечения разное — минимум 2 часа, максимум 14 часов.
Оптимальное время для «подзарядки» состава с люминофором — 10 часов.
Применение
Эпоксидная смола по своим свойствам признана одним из самых прочных материалов, на которые не влияет воздействие воды. Сама по себе эпоксидка прозрачна, что позволяет создавать композиции с эффектом застывших элементов.
В чистом виде эпоксидка не используется, поэтому для работы обязательным является соединение смолы с отвердителем. Главными условиями для создания поделок является соблюдение требуемых пропорций при смешивании. Такой контроль обеспечит качественный состав без липкости и мутности поверхности готового изделия.
Идеальной считается пропорция: 4 части эпоксидки и 1 часть люминофора.
С люминофором эпоксидную смолу можно смешать, добавив в рабочую смесь, как непосредственно белесый порошок, так и готовые светящиеся красители.
В процессе заливки и отверждения полимерных заготовок люминофор не оседает на дно, не скапливается в одной точке, но остается на том участке, где изначально был нанесен.
При добавлении светящегося пигмента часть прозрачности готового изделия теряется. Готовое украшение или же столешница не будут «как слеза», а станут немного мутноватыми. Однако, при окончательной обработке (шлифовке и полировке) готовое творение все равно получит привлекательный блеск, а свечение в темноте практически полностью искупает появившуюся мутноватость.
Мастерам необходимо помнить о потере полной прозрачности при создании задуманного элемента, а также напоминать об этом заказчикам на начальном этапе сотрудничества.
Увлечение любителей уникальности все новыми и новыми веяниями в творчестве отчасти определило появление люминофора в данной сфере. Учитывая, что первенство среди материалов давно принадлежит эпоксидной смоле, то и добавление люминесцентного порошка в изделия из эпоксидки все равно рано или поздно произошло бы.
После того, как выяснилось, что срок службы поделок из-за добавления люминофора не укорачивается, спрос только вырос. В данное время предметы быта и украшения из эпоксидной смолы с люминофором являются самыми востребованными и желанными, тем более, что сделать уникальную вещицу можно в домашних условиях самостоятельно. Но, как это сделать, рассказывается в других наших статьях. Так сказать, это совсем другая история.
Здравствуйте! Я только начинаю работать с эпоксидной смолой. Подскажите, каким образом можно создать матовость в изделии из эпоксидки?
Ответ эксперта: Вообще говоря «матовость» — это свойство поверхности. Для создания матированной поверхности достаточно просто не отполировывать ее, а, наоборот, обработать шкуркой зернистостью 320…600. Если имеется в виду «затуманивание» внутреннего объема, то оно достигается добавками в смолу перед заливкой. Например, очень малого количества белого красителя для смол. Если под рукой есть немного алкидной белой краски, то подойдет и она. Количество красителя нужно подобрать исходя из объема смолы и требуемой интенсивности затуманивания. Например, для начала на кончике зубочистки на литр смолы. После тщательного перемешивания обычно становится ясно, какое количество красителя нужно еще добавить для получения требуемого эффекта.