Эпоксидная смола является достаточно популярным материалом на строительном рынке. Она представляет собой соединение олигомеров, которые после смешивания с отвердителем в результате химический реакции превращаются в связанный полимер. Уникальные качества эпоксидки расширили ее сферу применения от изготовления стеклопластика до ювелирного искусства.
Основной состав смолы, то есть, смола без отвердителя, практического применения не нашел, зато двухкомпонентный состав после отверждения дает прочный, износостойкий, химически устойчивый материал.
В литературе, описывающей мастер-классы по изготовлению украшений и бижутерии, часто встречается такой термин, как ювелирная смола. С одной стороны, под такой смолой подразумевается состав вязкой консистенции, способный затвердевать за относительно небольшое время. Его важное достоинство связано с тем, что после кристаллизации полимер не деформируется, а его поверхность остается прозрачной, что позволяет использовать различные элементы декора. Застывшая смола очень похожа на стекло, однако ее физические свойства более практичны. Она не бьется при ударах, ее можно обрабатывать, сверлить или полировать, она легче стекла в два раза. Именно эти свойства и важны при изготовлении ювелирных изделий.
С другой стороны, не совсем понятно, чем отличается ювелирная смола от эпоксидной, и зачем нужно было придумывать ей отдельное название. Оказывается, ювелирная смола – это одна из разновидностей эпоксидки, поэтому в терминологии часто встречается подмена понятий. В отличие от той эпоксидки, которую часто используют в промышленных целях, эпоксидная смола для ювелирных изделий гораздо менее токсична. Если при работе с первой требуются специальные средства индивидуальной защиты, то при создании украшений здоровью мастера ничего не вредит.
Подробнее о материале
Ювелирная смола сохранила в себе многие качества промышленной эпоксидки, поэтому в некоторых случаях она может использоваться в качестве клеевого состава. Но из названия следует, что основное назначение – строительный материал при изготовлении украшений. Из курса химии известно, что олигомеры имеют молекулярную структуру циклического характера. Они воплотили в себе свойства мономеров и высокомолекулярных соединений. Сама же структура представлена цепочкой из повторяющихся звеньев. Именно благодаря химической формуле эпоксидка обладает своими уникальными свойствами. В некоторых источниках этот материал называют компаундом.
Компаунд относится к синтетическим соединениям. Его получают из эпихлоргидрина и дефинилолпропана. Щелочная среда, в которой протекает реакция соединения двух веществ, создается с помощью гидроксида натрия. Но затвердевает смола только после взаимодействия с отвердителем. В роли отвердителя могут выступать аминные составы или дикарбиновые кислоты.
Среди ювелиров наиболее распространенными считаются марки смол, реагирующие именно с аминными составами, так как отверждение происходит в обычных «комнатных» условиях, тогда как отвердители на основе кислот для реакции требуют повышения температуры до 200°C градусов.
Полимеры, полученные при смешивании с отвердителем второго типа, более прочные и более устойчивы к агрессивным средам. Если ювелирные изделия выполнены из такой смолы, то они длительное время сохраняют глянец и не изменяют внешнего вида даже после контакта с бытовой химией.
Приготовление состава должно происходить строго в соответствии с инструкцией от изготовителя. Как правило, соотношение объема основного состава и отвердителя составляет 1 к 1, но некоторые марки требуют увеличения объема смолы до двух частей. Малейшее отклонение от рекомендуемой рецептуры может негативно сказываться на результате работы. К сожалению, проверенных данных о преимуществах холодного или горячего отверждения нет. Ускорить процесс кристаллизации можно, но только не добавлением большего количества отвердителя.
К наиболее эффективным методам относится повышение температуры смеси на 10-15°C градусов. При этом время застывания сокращается в 4-6 раз.
Отличается ювелирная эпоксидная смола и повышенной термопластичностью. Внешне тип смолы определить невозможно, однако при сравнении двух застывших слитков окажется, что цвет ювелирной эпоксидки имеет желтый оттенок. Он возникает из-за наличия некоторых специфических примесей. При необходимости получить прозрачные изделия используют более дорогие марки смолы.
Получение
Рецептура получения эпоксидной смолы приведена довольно своеобразно. Она позволяет рассчитать количество моль каждого вещества, что не совсем удобно сделать на практике. Например, необходимо взять 1 моль дефинилолпропана, 2 моля едкого натра и 2 моля эпихлоргидрина. Но в пропорциях картина будет выглядеть иначе. Перечисленные компоненты берутся в следующем соотношении: 100:35:93. Дефинилолпропан представляет собой кристаллическое вещество, а эпихлоргидрин – жидкость с примесями.
Автором приведенного рецепта считается швейцарский химик П. Кастан.
- Согласно этому рецепту синтез материала начинается с эпихлоргидрина, который помещается в специальный реактор. Емкость оборудована мешалкой и имеет пароводяную «рубашку». Вещество доводят до температуры 50°C градусов, а затем начинают перемешивать. В это время в реактор вносится второй компонент – дефинилолпропан. После тщательного перемешивания компонентов добавляется натр.
- На следующем этапе температура повышается до 70°C градусов, после чего начинается процесс конденсации. Состав остывает естественным образом до 40°C градусов, но мешалка при этом не выключается. Вспомогательным компонентом является вода, она повышает эффективность образования нового вещества, а затем поднимается вверх, после чего успешно сливается.
- В резервуаре смола практически готова, но она требует промывки. Промывка проводится обыкновенной водой, которая отстаивается и впоследствии сливается. После 4-5 циклов промывки из смолы удаляется поваренная соль. После каждой промывки воду исследуют на наличие соли, поэтому в некоторых случаях может потребоваться более 5 циклов.
- Тот факт, что вода не вся выводится на поверхность, считается нормой, поэтому остатки влаги выпаривают. Снова температура поднимается до 50°C градусов, затем включается холодильник и смола сушится. Отсутствие конденсата – показатель для завершения процедуры. При этом почти готовая эпоксидка приобретает однородную консистенцию и перестает вспениваться. Успешно проведенные реакции должны дать прозрачный состав, который сливается в специальную тару. Ювелирная смола готова.
Область применения
Ювелирная смола, как и любая эпоксидка, обладает отличной адгезией, в результате чего может использоваться в качестве заливки на предварительно подготовленную основу. Она отлично скрепляется с различными материалами, поэтому при изготовлении ювелирных изделий можно применять различные элементы декора. Но смола и самостоятельно образует устойчивые формы, поэтому заливается без основы. Жидкая консистенция требует наличия герметичных молдов. Заказать такие формочки можно в интернет-магазине или купить в специальных магазинах, специализирующихся на продаже аксессуаров для декоративно-прикладного творчества.
Ювелирная смола широко используется в изготовлении украшений, бижутерии, ювелирных изделий и подарочных сувениров. Возможности эпоксидки очень многогранны, она занимает предоставленную форму и впоследствии застывает, сохраняя эту форму. Можно отлить заготовки в виде геометрических тел, цветков, лепестков. Помимо этого, смола способна сохранять хрупкие и нежные элементы.
Например, в заготовку помещается одуванчик, цветок ромашки, лепестки растений, которые в течение длительного времени сохраняют свой первозданный вид.
Эпоксидка отлично сочетается с деревом, образуя практичные и красивые композиции. Мастер может в процессе заливки расправить веточку так, чтобы она создавала эффект парения в воздухе. Текучесть смолы – одно из ключевых свойств. Она наполняет поры древесины и заливает любые, даже самые сложные элементы декора. При обычной заливке образуется гладкая горизонтальная поверхность. С использованием молдов получают заготовки в виде листочков или ягод. После застывания на листочках делают небольшие углубления, имитируя жилки, а в ягоде клубники – ямки, в которых расположены зернышки. Таким образом, можно получать копии отличного качества.
Расширяет сферу применимости ювелирной смолы возможность колеровки. Цветовой оттенок поможет создать картины, поражающие своей реальностью. В настоящее время трендом являются украшения с имитацией водоемов. Игра красок синего оттенка создает различные эффекты, от морских глубин до лазурной волны. Красители для эпоксидки продаются в тех же магазинах, что и аксессуары. Можно встретить порошки и жидкие добавки, а также различные блестки и прочие элементы декора.
Теоретически, ювелирную смолу можно использовать для изготовления мебели, ваз или рамок под фотографии, однако чаще всего для этого применяют специальные марки эпоксидных смол.
Особенности покупки
Сделав предварительные расчеты по количеству смолы, мастер имеет возможность оптимизировать свои расходы, так как эпоксидка продается в разной фасовке. Стоимость материала зависит от его качества (прозрачности). Подходящая для изготовления украшений смола стоит около 1500 рублей за килограмм. Цена на полимер более низкий по качеству более, чем в два раза ниже.
Например, эпоксидку для заливки столешниц можно купить за 700-900 рублей. Немаловажным фактором в ценообразовании является бренд производителя. Практически все зарубежные образцы оказываются в 3-4 раза дороже, чем смолы российского производства, хотя качество при этом практически одинаковое.
Ходит такое мнение среди мастеров, что можно готовить смолу самостоятельно. Но даже если и удастся приобрести все компоненты, то изготовить реактор очень сложно. Считается, что в производстве ювелирных изделий из эпоксидки реально самому изготовить молды и производить заливку, а смолу лучше покупать в магазине. При выборе марки смолы необходимо учитывать ряд ее параметров. Если прозрачность можно оценить визуально, то остальные качества прописаны в паспорте или инструкции.
Следует обратить внимание на время жизни смолы. Многие начинающие мастера ассоциируют это время с периодом, в течение которого нужно успеть залить смолу. Это не совсем верно, так как даже при минимальном показателе произвести заливку вполне реально. Смола с коротким временем жизни активно взаимодействует с отвердителем, что приводит к повышению температуры. Это чревато вскипанием состава и образованием пузырьков воздуха. Рекомендуется выбирать варианты со средним значением.
Заливка смолы в молд происходит за один прием. При этом получается слой смолы, толщиной несколько сантиметров. Максимальная толщина слоя заливки – еще один параметр, на который нужно ориентироваться. Лучше выбрать такие модели, которые позволяют сделать отливку за один прием, так как послойное наложение эпоксидки увеличит время изготовления изделия до нескольких недель.
Наконец, особого внимания заслуживает вязкость состава. Здесь единого мнения существовать не может. Если одни мастера предпочитают более текучие материалы, то другим удобнее работать с густой смолой, чтобы без молдов формировать линзы. Обязательно рекомендуется ознакомиться с параметром вязкости и определить свое предпочтение. Для новичков есть модели со средним показателем. Их опыт не позволяет сделать выбор в ту или иную сторону, поэтому можно начать деятельность с универсальных смол.