Какую мебель изготавливают из эпоксидной смолы, как она выглядит

Содержание
  1. Совместить несовместимое
  2. Из чего слагается стоимость
  3. Не деревом единым
  4. Каменная песня
  5. Застывшая в камне живая природа
  6. Меры предосторожности при работе

Возможно вы не знали, но эпоксидная смола уже давно и активно используется при создании предметов интерьера и мебели. Благодаря ей получаются исключительно красивые и необычные предметы. О том, что можно сделать с этим полимером, мы сейчас подробно расскажем.

Красивый предмет интерьера

Совместить несовместимое

В деревообработке есть такое понятие, как слэб – продольный распил ствола дерева по всей его ширине. Попросту это необработанная доска со всеми его дефектами: раковинами, пустотами и даже местами с гнилью, если она, конечно, выглядит эстетично. Такие доски используют без всякой отбраковки, как это принято в производстве древесины для строительства.  У слэба, полученного распилом ствола на пилораме, не снимается даже кора, которая тоже становится элементом декоративного оформления.

Доска прогоняется через фуганок или рейсмус, затем шлифуется, затем полируется, причем вместе с корой. Если учесть, что многие разновидности слэбов делают из ценных пород древесины (красное дерево, черное, самшит, тис, дуб, бук), в дело идет каждый квадратный сантиметр их поверхности. Продаются такие фрагменты досок в специализированных строительных магазинах с большим ассортиментом товаров. В тех самых, где покупаются стройматериалы, сантехнику и мебель для кухонь и ванных комнат. Дополнительно проводятся различные аукционы на интернет-площадках и мебельных фабриках.

Слэбы продаются в чистом виде, и при продаже выглядят достаточно странно.

Слэбы для производства

Дизайнеры, много лет занимающиеся изготовлением мебели, где эпоксидная смола является одним из главных компонентов, вряд ли покажут вам пошаговый мастер-класс по производству подобных предметов, выдавать секреты мастерства не каждому по нраву. К тому же если учесть, какие деньги они берут за готовые изделия, понять их можно.

Из чего слагается стоимость

Не стоит обольщаться высокой ценой на подобные изделия, которую часто приходится платить клиентам за то, что выходит из мастерской.

Если мастер, предположим, сделал для кухни фартук из эпоксидки, дерева или камня, и запросил 80 тысяч рублей, то только его затраты на материалы составили тысяч шестьдесят-семьдесят, а остальное он взял за работу.

Которая состояла из поездок и закупок, из тщательного подбора материала и выкладывания из него приемлемой по эстетике композиции. Которую он обязательно согласует с заказчиком. Из монтажа вспомогательных конструкций в виде форм для заливки эпоксидки, из подбора изолирующих, во избежание протечек, материала для этих форм. Плюс необходимость обустройства временного  навеса, чтобы на застывающую поверхность не попали пыль, грязь, насекомые.

Мнение эксперта
Олег Васильев
Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.
Задать вопрос мастеру
Почти всегда дополнительной обработки требует и сам слэб, например, при подгонке толщины под размер столешницы, требуемой заказчиком. Часто, например, слэбы продаются толщиной «с запасом» — 60-70 мм. Если толщина столешницы нужна 45-50 мм, то без собственного рейсмуса или отправки слэба на дополнительную обработку по уменьшению толщины не обойтись, а это тоже работа, время и деньги.

Далее идет шлифовка, полировка, сверление и растачивание соединительных элементов, если они предусмотрены конструкцией, что бывает часто: ведь никто не будет делать сверхсложную топологическую матрицу для трехмерных отливок. Например, для стула с его четырьмя ножками. Такие виды изделий собираются их множества отливок, требующих точнейшего сопряжения всех форм и поверхностей, а стыки, обработанные сверлом, фрезером и другим инструментом, потом зальются или просто промажутся  небольшим количеством дополнительно разведенной эпоксидки, и станут совершенно невидимыми глазу. Отчего и возникает ощущение монолитного изделия.

Шикарный подарок

Теперь представьте два слэба, уложенные в прямоугольную, хотя  не обязательно прямоугольную, форму с бортиками чуть выше их толщины, с неправильной формы щелью между ними. Между краями слэбов  и бортиками такой опалубки тоже образуется неправильной формы промежуток, а теперь все это заливается прозрачной эпоксидной смолой.

В итоге получаем неправильной формы, нелинейные куски древесины, заключенные в стеклоподобную массу. Только, в отличие от стекла, которое по весу недалеко ушло от стали, эпоксидка в два раза легче.

Вот так выглядит древесный рисунок в стиле Сальвадора Дали.

В стиле Сальвадора Дали

Или такой вариант, со смолой окрашенной в массе: «Два берега».

«Два берега»

Кто работал с деревом, знает о богатстве текстуры на спилах. Если еще делать эти спилы наклонными или поперечными или вести обработку сразу во многих направлениях 3D, как это бывает с древесными скульптурами пусть даже самых примитивных форм, то открываются широчайшие возможности для творчества.

«Застывший во времени», бывший «просто пень». На создание такого дизайнерского изыска ушло не менее 8 килограммов смолы. Стоимость ее за литр составляет пару тыся рублей, это если бралась смола высшего качества класса «Арт», не дающая мутных осадков.

Примерно такая же стоимость у отвердителя смолы, которого нужно меньше. Плюс стоимость не подверженного адгезии со смолой материала для формы.

Консервация древесины

Заливка дерева эпоксидными смолами представляет собой, по существу, идеальную консервацию древесины. Ее не поведет после сушки, не скрутит, не деформирует, в ней не появятся трещины. Кроме того, такое покрытие работает на дереве как лак, усиливая яркость окраски дерева и раза в три сильнее заставляя текстуру играть светом. Особенно ярко такая ее особенность проявляется в местах на границе с дефектами: сучками, наростами-капами, свилями. Если предварительно, перед заливкой прозрачной смолой, залить отдельно большие трещины смолой окрашенной, игра света становится вообще фантастической.

Не деревом единым

С помощью эпоксидных смол получают отличного качества искусственный камень. Который по своим эксплуатационным характеристикам часто во многом превосходит натуральный. В первую очередь, из-за отсутствия пор в массиве такого камня. Чтобы понять, почему так происходит, нужно посмотреть на технологию его изготовления, а там все просто: мелкий гранитный, мраморный или из любого другого камня щебень замешивается на эпоксидке. Да что там щебень, даже обычный крупнофракционный морской песок, замешанный, как тесто, с эпоксидной смолой, даст после застывания прекрасную имитацию базальта, габбро или песчаника только с порами, заполненными смолой.

Необычный пример работы

При всей ее вязкости она обладает огромной текучестью, а значит, ее частички проникнут в любые, самые микроскопические щели и поры.

Кстати, это ее качество, называемое адгезией, доставляет немало хлопот мастерам-изготовителям такой мебели: ведь оно мешает бездефектному отделению отливочных форм от самих изделий. Выходом становится использование восковой мастики, только она не вступает во взаимодействие с эпоксидной смолой. Жировые же, мыльные, вазелиновые изоляторы самм становятся частью эпоксидного композита, только в ту или иную сторону (и не всегда в полезную) меняя его свойства.

Мнение эксперта
Олег Васильев
Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.
Задать вопрос мастеру
Выручает также использование дорогостоящих фторопластовых подложек, силиконовых форм, а также ПВХ-пленок и скотчей.

Каменная песня

Эпоксидка с камнем редко используется в производстве мебели как таковой, исключение – столы с плоской наборной галькой.

Стол с плоской наборной галькой

В таких столах обыграны текстура напольного покрытия и рисунок обивочной ткани, а галечник, подобный приведенному выше, можно найти на отмелях любой быстрой реки.

В основном же отливки из эпоксидной смолы и камня используют в изготовлении моек и раковин для умывания. В окружении сантехнического кафеля такие изделия смотрятся более органично. Благо, что цветовую гамму, при существующем многообразии облицовочных материалов для стен и пола, можно подобрать идеальную.

Хотя есть изделия как бы переходные между мебелью и сантехникой. Это кухонные фартуки, участки облицовки стены над плитой и мойкой, охватывающие своей протяженностью иногда полкухни. Здесь органично смотрятся мелкие рыбки, застывшие в толще смолы над мелким галечником или крупным песком. Откуда рыбки, спросите вы, их можно купить в магазине «Отдых и рыбалка» любого размера, расцветки и на любой вкус. Кроме того, галечником, крупным песком или слоистым щебнем можно оформить столешницы кухонных тумб.

Трудно достать галечник, тем более нужной формы, расцветок и достаточно плоский, чтобы фартук у вас не стал толщиной от полутора сантиметров, а что и кто мешает сделать гипсовые отливки плоских камушков, окрасить их любым пигментом, хотя бы акварелью или разведенной белилами гуашью в нужные цвета.

Кстати, не факт, что мастер, которому вы заказали «галечную отмель» со снующими взад и вперед рыбками, на самом деле сделал ее из настоящей гальки. Хотя на цене изделия это вряд ли скажется в сторону уменьшения, ведь такую искусственную гальку с заданным размерами компонентов и заданным цветом тоже нужно изготовить. Существенным ее плюсом будет меньшая масса, ведь гипс все-таки легче гранита, кварца, песчаника или базальта, из которого и состоит натуральный галечник на речных перекатах.

Дизайн кухни

Если то, что на этом снимке, камень, то это яшма, но тогда стоимость такого фартука с заливкой эпоксидной смолой, будет вообще запредельной. Если такая «яшма» сделана разведением окрашенной гуашью или подобной краской водой в эпоксидке, то мастеру честь и хвала, а цена останется доступной для среднего покупателя. Нужно только не принять одно за другое.

Итоговый результат

Застывшая в камне живая природа

Кроме дерева, заключить в вечность можно и объекты живой природы: насекомых или веточки живых растений. Так как качественные сорта эпоксидной смолы не подвержены нагреву при застывании, а если и подвержены, то на больших площадях с тонким слоем заливки этот эффект не проявляется, в толщу создаваемого слоя можно помещать только что сорванные, еще не увядшие листики, распустившиеся цветы и веточки. Происходит мгновенная консервация помещенных в смолу объектов, которые на века, если угодно, сохранят текстуру, размер и цвет. Этим, кстати, пользуются ювелиры, создавая брелки и кулоны с заключенным в них объектами живой природы.

Застывшая в камне живая природа

Возможно также совмещение разных наполнителей:

  • дерево и камень;
  • камень и растительность;
  • камень и дерево с добавлением воды, что может дать, например, имитацию глубоководного провала на поверхности.

Имитация глубоководного провала на поверхности

Меры предосторожности при работе

Процесс полимеризации эпоксидной смолы, после добавления в нее отвердителя, сопровождается выделением большого количества очень вредных, даже ядовитых веществ: фенолов и альдегидов. Когда смола полностью застынет, то есть где-то через 36-48 и более часов, этот процесс полностью прекращается. Поэтому мастера-дизайнеры, делающие дизайнерскую мебель из эпоксидки, в первую очередь обеспечивают в помещении мастерской надежную вытяжную вентиляцию.

Мнение эксперта
Олег Васильев
Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.
Задать вопрос мастеру
Подобные вредные вещества выделяет полиэфирная смола и некоторые другие составы для заливки, например, эпоксидно-фенольные, при производстве мебели не используемые. Собственно эпоксидная смола даже в жидком виде веществ в воздух не выделяет, респиратор и перчатки при работе с ней нужны для того, чтобы она не попадала в виде микроскопических капель внутрь при дыхании и на кожу.

Кроме того, в процессе обработки уже сформированных изделий (шлифовки, полировки, расточки пазов) образуется много мелкодисперсной эпоксидной пыли, тоже очень вредной для здоровья. Поэтому все эти операции выполняются мастерами в защитной одежде и с эффективным респираторами на органах дыхания. Не лишними будут также и защитные очки, предотвращающие попадание пыли в глаза.

Вдыхание пыли полностью отвержденной эпоксидной смолы не более опасно, чем вдыхание песка, хотя защиты респиратором несомненно требует.

Обработанное изделие

Хотя выделение вредных газов и летучих веществ прекращается после застывания изделий из эпоксидки, после нагрева их оно теоретически может возобновиться. Такие температурные изменения не редкость в условиях кухни, при близости таких поверхностей к плите, горячей воде в  мойке, электрочайнику и теплообменнику холодильника.

Поэтому у кухонных столешниц и фартуков делают еще и защитное покрытие с помощью износоустойчивого лака. Притом лаком покрываются все поверхности: лицевая, обратная и торцы, чтобы не дать возможности выхода вредных веществ наружу ниоткуда. Наверно нет нужды говорить, что лаки должны подбираться водостойкие, ведь используют столешницы моек и фартуков на кухнях, где вероятность попадания брызг воды стопроцентная.

Оригинальные табуретки

Еще не передумали делать мебель из эпоксидки своим руками, тогда дерзайте. Вдобавок к моральному удовлетворению от сделанной своими рукам работы вы еще  сэкономите около 20-25% средств, которые в противном случае ушли бы мастеру. При условии, конечно, что у вас с первого раза все получится.

Мнение эксперта
Олег Васильев
Мастер по изготовлению мебели и предметов интерьера из эпоксидной смолы. Создает уникальные вещи на заказ на своем производстве.
Задать вопрос мастеру
Хотя, думается, расходы на самообучение и преодоление ошибок могут значительно превысить то, что заработал бы на подобном изделии мастер.
Полезно узнать >  Какие изделия можно сделать из эпоксидной смолы своими руками, какие бывают трудности
Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Рейтинг автора
Автор статьи
Олег Семенов
Экспериментирует с эпоксидной смолой в сфере производства мебели большое количество времени. Хорошо знает свойства полимера, умеет с ним работать.
Написано статей
55
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит